А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

К:


К свойствам темперамента относятся:
1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;
2) степень устойчивости чувств;
3) степень волевого усилия.
Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве. Все возрастающая способность к накоплению информации, ее осознание и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивают личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и деятельностью.
Выделяются три сферы проявления темперамента: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.
Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Гиппократ, исходя из представлений античных времен, описал четыре типа темперамента. Его подход был чисто физиологическим: темперамент никак не связывался с психической жизнью и говорилось даже о темпераменте отдельных органов. Свойства темперамента с самого начала связывались с представлениями о типах темперамента (-> темперамент: классификация), о психологических свойствах, сильно выраженных у многих людей с разными демографическими и социальными признаками, но не встречающихся или же слабо выраженных у других.
Со временем появились умозаключения о том, какие психические качества должны быть у человека с преобладанием в организме одной из четырех жидкостей (-> темперамент: учение психологическое). Отсюда появились психологические описания-«портреты» темпераментов; первая попытка принадлежала античному врачу Галену. Гораздо позже полунаучные-полухудожественные портреты темпераментов дал Кант, и они довольно быстро перешли в общую культуру.
Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:
1) сохраняются четыре гиппократовых типа;
2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;
3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств - от быстроты движений до речевых особенностей.
Вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения. Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, - особенно «энергоемкие» характеристики психики.

Словарь практического психолога

К развитию фригидности могут приводить различные причины:
1) социогенные - неправильное половое воспитание, недостаточное сексуальное просвещение, обусловливающее низкую сексуальную культуру;
2) психогенные - акцентуации характера, заболевания нервно-психические;
3) соматические - различные заболевания соматические.
Степень и формы сексуального удовлетворения женщины зависят от множества факторов:
1) индивидуально-личностных - как эмоциональная реактивность и открытость;
2) социокультурных - как отношение к телу, определенная сексуально-эротическая культура;
3) конкретно-ситуативных - как наличие любви, эмоциональной привязанности к партнеру, его сексуальная компетентность, нравственно-эстетические условия сближения, и пр.

Словарь практического психолога

К числу основных пороговых теорий относятся: классическая теория Фехнера (-> теория пороговая Фехнера); классическая теория непрерывности сенсорного ряда, (-> теория непрерывности ряда сенсорного классическая); теория нейроквантовая; теория высокопороговая; модель обнаружения сигнала психофизическая.

Словарь практического психолога

К описанию своими средствами потока сознания в значительной мере приблизилась теория деятельности через понятие деятельности внутренней - правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать еще один шаг - в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции - восприятие, внимание, память и пр.

Словарь практического психолога

К концу 1980-х — началу 1990-х годов СССР потерпел поражение в «холодной войне». Организация Варшавского Договора самораспустилась, а сам СССР распался, при этом прежние союзники СССР и бывшие союзные республики в своей массе перешли на сторону более сильного соперника. Датой окончания «холодной войны» следует считать 8 декабря 1991 го?да. В этот день руководители трёх союзных республик (Белоруссии, России и Украины) подписали так называемые «беловежские соглашения», а по сути — акт о безоговорочной капитуляции и расчленении СССР. Россия, как правопреемница СССР, понесла значительные территориальные потери, выплатила колоссальную контрибуцию, распустила свои военно-политические союзы, значительно уменьшила оборонный потенциал. Причём со стороны кажется, что всё это было сделано по доброй воле. 1 февраля 1992 го?да была подписана российско-американская декларация о завершении «холодной войны».
Вместе с тем, создание «однополярного» мира, в котором США являются единственной сверхдержавой и претендуют на роль верховного судьи (это видно на судьбе таких государств, как Югославия, Афганистан и Ирак), а НАТО продолжает расширение и усиление в противовес России, демонстрирует сохранение достаточно серьёзных противоречий между Россией и бывшими западными участниками «холодной войны». Это происходит несмотря на заверения в том, что теперь США и Россия являются полноценными союзниками в борьбе с международным терроризмом.
«Холодная война» не закончилась с развалом СССР, как предпочитают думать многие. Она продолжается и в настоящее время. Борьба за влияние в бывших республиках СССР, использование средств массовой информации в качестве инструмента подавления населения, ведение антинародной политики национального унижения в России — это и многое другое делается для того, чтобы полностью уничтожить Россию, раздробить её на мельчайшие государства (как это было сделано в Югославии) и превратить её население в бездумную массу, обслуживающую добывающие отрасли.
См. также: гонка вооружений, государственный капитализм, железный занавес, Запад, информационная война, мировое сообщество, новое мышление, Парижский клуб, сверхдержава, Североатлантический альянс, третий мир, ядерный клуб.
Категории: война, манипуляция, феномен.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К важнейшим проблемам психологии экономической относится выявление места личности человека в структуре сил производительных, живого труда. Человек при этом рассматривается как «экономическая реальность» - с позиции тех ресурсов, коими он обладает как созидатель материальных и духовных ценностей, включенных непосредственно в материальное производство.

Словарь практического психолога

К ним относятся: диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД-25), диметилтриптамин (ДРТ), буфотенин, мескалин, псилоцибин, а также близкие к ним психоактивные вещества конопли (каннабиноиды) и некоторые синтетические препараты (сернил, дитран и пр.).
Воздействие психоделиков способно изменить личность, глубоко перестроить иерархию ее мотивов и ценностей. Их бесконтрольное применение вне специальных клинических условий приводит к тяжелым последствиям и несчастным случаям.

Словарь практического психолога

К процессам надсознательным относятся процессы мышления творческого, переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, кризисы личностные и пр.

Словарь практического психолога

КEТЕНС-ПОМПА морск. большой насос, устроенный из цепи и колеса, для отливки при сильной течи.

Словарь Даля

К специфической проблематике психологии творчества относится:
1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной;
2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, - способностей, таланта, гениальности и пр.;
3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (-> фацилитация социальная);
4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, - дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр.
Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы:
1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
3) мысль не передается, а только возбуждается через слово;
4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им.

Словарь практического психолога

К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные (-> ситуация проблемная).
Реализация требований ситуации создает предпосылки ее преобразования или преодолению. Выход за пределы ситуации (-> активность надситуативная) происходит в той мере, в какой у субъекта - при значимости для него этой ситуации - складываются и начинают реализоваться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным.

Словарь практического психолога

К основным способностям музыкальным, требуемым для всех видов музыкальной деятельности, можно отнести:
1) чувство ладовое - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные;
2) представления музыкально-слуховые - способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления;
3) чувство музыкально-ритмическое - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.

Словарь практического психолога

К таким фантазиям принадлежит предположение о церебрации, о физиологическом процессе и т. д. Точно так же совершенно невозможно указать, каков объем бессознательного, т. е. какие содержания оно включает в себя. Эти вопросы решает только опыт. На основании опыта мы знаем прежде всего, что сознательные содержания, утрачивая свою энергетическую ценность, могут становиться бессознательными. Это нормальный процесс забывания. О том, что эти содержания не просто пропадают под порогом сознания, мы знаем на основании того опыта, что при благоприятных обстоятельствах они могут всплыть из погружения даже через десятки лет, например в сновидении, в состоянии гипноза, в форме криптомнезии или же благодаря освежению ассоциаций, связанных с забытым содержанием. Далее, опыт учит нас, что сознательные содержания могут попадать под порог сознания, не слишком много теряя в своей ценности, — путем интенционального забывания, которое Фрейд называет вытеснением тягостных содержаний. Подобное же явление возникает при диссоциации личности, при разложении целостности сознания вследствие сильного аффекта или в результате нервного шока, или же при распаде личности в шизофрении.
Мы знаем также из опыта, что чувственные перцепции вследствие их малой интенсивности или вследствие уклонения внимания не доходят до сознательной апперцепции и все-таки становятся психическими содержаниями благодаря бессознательной апперцепции, что опять-таки может быть доказано, например, гипнозом. То же самое может происходить с известными умозаключениями и другими комбинациями, которые вследствие своей слишком незначительной ценности или вследствие уклонения внимания остаются бессознательными. Наконец, опыт учит нас и тому, что существуют бессознательные психические сочетания, например мифологические образы, которые никогда не были предметом сознания и, следовательно, возникают всецело из бессознательной деятельности. В этих пределах опыт дает нам основание для признания существования бессознательных содержаний. Но опыт ничего не может поведать нам о том, чем может быть бессознательное содержание. Было бы праздным делом высказывать об этом предположения, потому что невозможно обозреть все, что только могло бы быть бессознательным содержанием. Где лежит низший предел сублиминальных чувственных перцепций? Существует ли какое-либо мерило для тонкости или пределов бессознательных комбинаций? Когда забытое содержание окончательно угасло? На все эти вопросы ответов нет» (ПТ, пар. 688—691).
Далее Юнг выделяет в бессознательном личный и коллективный аспекты.
«Но уже приобретенный нами опыт о природе бессознательных содержаний все же позволяет нам установить некоторое общее их подразделение. Мы можем различать личное бессознательное, охватывающее все приобретения личного существования, и в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное. Но наряду с этими личными бессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга. Таковы мифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции. Эти содержания я называю коллективно-бессознательными. Подобно тому, как сознательные содержания участвуют в определенной деятельности, так участвуют в ней и бессознательные содержания, как показывает нам опыт. Как из сознательной психической деятельности возникают известные результаты или продукты, точно так же создаются продукты и в бессознательной деятельности, например сновидения и фантазии. Было бы праздным делом предаваться спекулятивным соображениям о том, сколь велико участие сознания, например, в сновидениях. Сновидение является, представляется нам, мы не создаем его. Конечно, сознательная репродукция или даже уже восприятие изменяет в нем многое, однако не отменяя того основного факта, что здесь имеет место некое творческое возбуждение, возникающее из бессознательного» (там же, пар. 692).
Компенсационная установка бессознательного в контексте саморегуляции психического работает на поддержание динамического равновесия.
«Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию мы можем назвать компенсационным, потому что, согласно опыту, бессознательный процесс вызывает наружу тот сублиминальный материал, который констеллирован состоянием сознания — значит, все те содержания, которые, если бы все было осознано, не могли бы отсутствовать в сознательной картине общей ситуации. Компенсационная функция бессознательного выступает на свет тем отчетливее, чем односторонней оказывается сознательная установка, чему патология дает богатые примеры» (там же, 693).
«Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное эго, содержат все необходимые элементы для саморегуляции психического как целого. На личном уровне это не распознанные сознанием личные мотивы, которые возникают в сновидениях, или же пропущенные смыслы в череде дневных событий и ситуаций, или несделанные выводы, подавленные аффекты, критические замечания, от которых мы оградили себя» (ПБ, с. 240—241).
«В том случае, когда бессознательное становится сверхактивным, оно появляется на свет в симптомах, парализующих сознательное действие. По всей видимости, дело так и происходит, когда игнорируются или вытесняются бессознательные факторы. Однако катастрофический исход может иметь и субъективный характер, в виде нервного срыва или заболевания. Оно происходит оттого, что бессознательное противодействие, в конечном итоге, всегда способно парализовать сознательное действие. В этом случае притязания бессознательного категорически навязываются сознанию и производят тем самым пагубный разлад, проявляющийся в большинстве случаев в том, что люди или не знают больше, чего они, собственно говоря, желают, и не имеют ни к чему больше охоты, или же в том, что они хотят слишком многого зараз и имеют слишком много охоты, но все к невозможным вещам. Подавление инфантильных и примитивных притязаний, необходимое часто по культурным основаниям, легко приводит к неврозу или к злоупотреблению наркотическими средствами, как-то: алкоголем, морфием, кокаином и т. д. В еще более тяжелых случаях этот внутренний разлад кончается самоубийством» (ПТ, пар. 573).
Юнг полагал бессознательное творческим по природе и считал, что оно представляет сознанию содержания, потребные для психического здоровья своего носителя. Однако из этого не следует, что оно может претендовать на верховную роль в отношении сознания и ему следует слепо доверять.
«Без человеческого разума бессознательное бесполезно. Оно всегда ищет свои коллективные цели, и его не заботит индивидуальная судьба» (С. G. Jung. Letters, v. \. p. 283). «Сознание должно оборонять свой разум и защищать себя, а хаотической жизни бессознательного следует давать шанс проявить себя ровно настолько, насколько мы можем это допустить. Подобная динамика означает одновременно и открытое сотрудничество и открытый конфликт. Очевидно, это и есть тот путь, по которому должна строиться человеческая жизнь, напоминая старую игру молота и наковальни: железный пациент выковывается меж ними в неразрушимое целое, в «индивидуальность»» (CW 9i, par. 522).

Словарь аналитической психологии

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, психологию структурную Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, школу Вюрцбургскую, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.
При этом предполагалось, что ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения можно преодолеть специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя. Сведения, о коих сообщали испытуемые, признавались научными фактами, лишь если при постоянных раздражителях внешних возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной ткани сознания изучались с позиции их качества, интенсивности и пр.
Психология интроспективная, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности, отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, так что сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм психологии интроспективной привели ее к кризису и лишили научного влияния. Она была подвергнута острой критике - преимущественно с механистических позиций - сторонниками бихевиоризма и психоанализа. Ее методологическая критика велась и в работах отечественных психологов.

Словарь практического психолога

К стратоциду как к действенному средству подчинения и ломки народа прибегали многажды и многажды раз в истории человечества. Наиболее жёсткие проявления стратоцида были осуществлены по отношению к крестьянству. Например, английские крестьяне массово уничтожались посредством применения правовых актов государства, диктующих казнить повешением попавшихся во второй раз бродяг; а бродяги получались из вчерашних крестьян, согнанных с земли. Также и в немецких государствах масса крестьян была уничтожена, но уже? при помощи войн. Однако наиболее жестокий удар по крестьянству был нанесён адептами коммунизма в России, которые ради «индустриализации» уничтожили крестьянство как класс (при этом физически были уничтожена масса людей, в том числе и при помощи гражданской войны?).
Сегодня уже? адепты либерализма применяют на практике инструменты стратоцида, когда некоторые слои населения объявляются «нерентабельными» и «неэффективными», а потому подлежащими вымиранию. Конечно, демократы либерального толка не устраивают массовых расстрелов и не применяют оружие массового поражения, как это делали их предки против русских крестьян, однако сегодня они создали такие экономические условия, в которых масса народа не живёт, но выживает. При этом либералы перекладывают всю ответственность за это на мифическую «Невидимую Руку», которая и уничтожает «не приспособившихся к новым экономическим условиям» людей.
Справедливости ради необходимо отметить, что на правом фланге идеологий также имеются определённые учения, которые подразумевают удаление из общества определённых страт. Например, национал-социализм проповедует построение общества сверх-людей, при котором, само собой, не будет ме?ста различным низшим маргинальным слоям населения. Однако построение такого общества декларируется через планомерное превозмогание человеческого, через воспитание в каждом члене общества стремления к высшему состоянию. Другое дело, что иной раз применение идеологических построений на практике приводит к тому, что общество начинает насильно подгоняться под теорию.
См. также: этноцид.
Категории: преступность, феномен.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К числу проблем психологии экономической также относятся:
1) изучение отношения человека к различным формам собственности;
2) психологические вопросы распределения и потребления;
3) проблемы потребностей человека - их количественные и качественные характеристики, закономерности их зарождения, развития, удовлетворения и воспроизводства.

Словарь практического психолога

К-МЕЗОНЫ (каоны) (К), группа элементарных частиц с нулевым спином и массой ок. 970 электронных масс, принадлежащая к странным частицам. В группу входят 2 заряженных (К-, К+) и 2 нейтральных (К °, °) К-мезона; К+ и °- античастицы К-, К °.

Современный толковый словарь

К, како, ка, согласная буква, в русской азбуке одиннадцатая, в церковной двенадцатая; в церк. счислении под титлою означает двадцать, а со знаком двадцать тысяч; см. А. В вост. языках два ка, толстое (тупое, гортанное, твердое) и тонкое (острое, мягкое), произносимое кончиком языка; наше следует за первым и произн. корнем языка, а зап. (европейское) стоит между русским к тонким азиатским и произн. срединою языка. На юге от Москвы, особ. в рязанской, в народе любят тонкое, азиатское к, и говор. тятинькя, маминькя, ванькя, кваскю и пр. Есть связь между буквами ц, т, к: цветы, твяты, квяты; тяжина, кежина; тебека (тыква), кебека; тезево, кезево. Сокращенно, К или К° знач. контора, компания, торговое товарищество.

Словарь Даля

К. Р. (великий князь Константин Константинович Романов) (1858-1915), русский писатель. Президент (с 1889) Петербургской АН. В поэтических сборниках (1886, 1889, 1900, 1911) следовал классическим традициям; на его слова ("Я вам не нравлюсь", "Растворил я окно", "Серенада" и др.) написаны романсы П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром и др.; стихи "Умер бедняга в больнице военной" легли в основу популярной народной песни. Пьесы, переводы.
Ка, марка советских вертолетов, разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени.

Современный толковый словарь

К функциям психическим натуральным относятся непроизвольные функции - сенсорная, моторная, мнемическая и пр. Они занимают самый нижний этаж в структуре деятельности. Имеются и у животных.

Словарь практического психолога

К числу основных факторов сплоченности групповой чаще всего относятся:
1) сходство базовых ориентации ценностных членов группы;
2) ясность и определенность цели групповой;
3) демократический стиль лидерства (руководства);
4) кооперативная взаимозависимость членов группы в ходе деятельности совместной;
5) относительно небольшой объем группы;
6) престиж группы.
Методический аппарат измерения сплоченности групповой в основном представлен социометрической техникой в разных модификациях и прочими разновидностями процедуры опроса.

Словарь практического психолога

К состояниям психическим относятся:
1) проявления чувств - настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и пр.;
2) проявления внимания - сосредоточенность, рассеянность;
3) проявления воли - решительность, растерянность, собранность;
4) проявления мышления - сомнения;
5) проявления воображения - грезы, и пр. В качестве основных состояний психических числятся бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия, отчуждение, утрата чувства реальности.
Предмет специального изучения в психологии - состояния психические людей в условиях стресса:
1) при экстремальных обстоятельствах - в боевой обстановке, на экзаменах, при необходимости экстренного принятия решения;
2) в ответственных ситуациях - предстартовые состояния спортсменов и пр. Изучение состояний психических производится, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования; а также экспериментальными, основанными на воспроизведении различных ситуаций.

Словарь практического психолога

К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости.
Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.
Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Словарь практического психолога

К его зачаткам относятся тотемизм - вера в кровнородственную связь группы людей и покровительствующих им животных, растений, и фетишизм - вера в сверхъестественную силу предметов, вещей и пр. К более зрелой форме относится анимизм - верование в то, что люди, животные, растения и даже предметы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной, обладают особым активным, самостоятельным началом - душой. Стремление понять и объяснить происхождение предметов, явлений природы и самого человека привело к появлению мифологических представлений как специфической формы чувственной конкретизации отвлеченных категорий. Персонифицированный, чувственно-созерцаемый мифологический бог уже у первых древнегреческих философов воплощал абстрактные принципы. В ходе развития классового общества боги все больше уподоблялись земным царям и их приближенным. Религиозные верования систематизировали жрецы и другие служители религиозного культа, они создавали богословские учения и через свою организацию (церковь) на основе этих учений формировали сознание религиозное.

Словарь практического психолога

К этому направлению принадлежали Ф. Галль, создавший френологическую карту мозга, и К. Клейст с его локализационной картой.

Словарь практического психолога

К началу XX ве?ка Русский народ насчитывал 88 миллионов человек, включая Великорусов, Малорусов, Русинов и Белорусов. В общей численности населения Российского государства Русский народ составлял 67 %: в Европейской России (включая 10 губерний Царства Польского) — 80 %, в Сибири — 80 %, на Кавказе — 34 %, в Средней Азии — 9 %, в 10 губерниях Царства Польского — около 7 % населения.
Каждая из ветвей Русского народа имеет свои этнографические особенности, в силу которых они разделяются на ряд этнографических групп.
Среди Великорусов наиболее крупные, различающиеся по наречиям языка («окающий» и «акающий») и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т. п., — северные и южные Великорусы. Связующее звено между ними — средневеликорусская группа, занимающая центральный район — часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты?. Более мелкие этнографические группы Великорусов: поморы (на берегу Белого моря), мещёра (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы: «поляки» (на Алтае), «семейские» (в Забайкалье), «каменщики» (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют Великорусы на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие черты? окружающих народов.
Ряд этнографических групп существует и среди Малорусов: центрально-восточная (юго-восточная), северная (полесы) и западная (юго-западная). Среди Белорусов особо выделяются полешуки (полещуки) — жители полесья; наиболее своеобразны среди них пинчуки — население Пинского Полесья.
Вплоть до 1917 го?да ни один серьезный государственный деятель или учёный не рассматривал Великорусов, Малорусов и Белорусов как отдельные народы. Разделение их в официальной статистике осуществлялось по чисто географическому, а не национальному признаку. Подобно Сибири и Уралу, Малороссия и Белая Русь (Белоруссия) составляли единую географию Русского народа, целостный братский организм. Некоторые языковые и этнографические различия Малорусов и Белорусов объяснялись особенностями их исторического развития в условиях многовековой польско-литовской оккупации. Провозглашение Русского народа малорусским и белорусским — результат подрывной работы австро-германских спецслужб (а позднее и вообще западных спецслужб) с целью расчленения и ослабления единого братского организма России. Эта же идея проповедовалась доморощенными либералами, которым нравилась идея «украинства» и расчленения единого Русского народа. Взращенные иностранными спецслужбами, «самостийники» являются злейшими врагами Украины и Белоруссии, предателями Русского народа [21].
Сегодня, как и в начале XX ве?ка, Русский народ (преимущественно Великорусов, как самую большу?ю группу) хотят разделить на несколько мелких этносов, а затем и вовсе уничтожить. Для этого применяются различные методы от «украинствующего» сепаратизма (например, попытки выделения таких самостоятельных народов, как «сибиряки» или «поморы» с созданием отдельных языков для них) до скрытого и открытого геноцида. Более того, с Русским народом связано множество либеральных мифов, первейшим из которых является тот, что утверждает, что Русских не существует вовсе (вспомните любимые фразочки русофобов: «поскреби любого Русского, татарин сыщется», «за триста (?) лет татаро-монгольского ига Русских не осталось» и т. д.). Всё это можно считать элементами войны? против Русской нации, войны? необъявленной и невидимой.
Только идеология национализма спасёт Русский народ от деградации и полного вымирания. Только осознание каждым своей принадлежности огромному организму позволит слаженно работать над общественным обустройством в настоящем и над безоблачным будущим. Только понимание того, что все Русские люди — братья и сёстры, поможет нам всем встать с колен и заявить свои права? на наше государство — Россию. Русскую Россию.
См. также: административно-командная система, альтернативная гражданская служба, амнистия, война цивилизаций, геноцид, геополитика, государственный патриотизм, государствообразующий народ, демографическая политика, день независимости, диссидент, евразийство, империя, интернационализм, информационная война, коммунизм, конституция, коренные народы, лицо кавказской национальности, массовая культура, межнациональная ненависть, межрелигиозная рознь, мессианство, многонациональное государство, многонациональный народ, национальная идея, национальная политика, национально-культурная автономия, национальное самосознание, национальность, новый мировой порядок, парад суверенитетов, Парижский клуб, пересмотр итогов приватизации, перестройка, погром, пр?аво нации на самоопределение, правовое государство, православие, приватизация, продажа земли, пророссийский сепаратизм, разжигание межнациональной ненависти, репатриация, репрессированный народ, реформа русского языка, реформа школьного образования, Российская Федерация, русофобия, русская мафия, Русская нация, Русский марш, русский национализм, русский фашизм, русскоязычные, самоопределение, сепаратизм, смертная казнь, социал-дарвинизм, средства массовой информации, титульный народ, трудовые мигранты, тюрьма народов, украинство, фигурное катание, холокост, цензура, шовинизм, шоковая терапия, экономическая политика, энергетическая безопасность, юмористы, язык ненависти.
Категории: народ.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К настоящему времени какого-либо общепринятого геополитического учения ещё не сложилось. В частности, имеет место несколько трактовок сущности геополитики. Р. Челлен полагал, что для создания сильного государства необходимо органично сочетать следующие пять элементов: экономо-, демо-, социо-, крато- и геополитики, то есть геополитика определялась как одна из составных частей политики вообще. В современной России геополитику иногда трактуют в контексте глобального дуализма Суши и Моря, иногда — как «совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, позволяющих ему добиваться своих целей на международной арене», то есть, по сути, как внешнюю политику. Такое положение эта наука получила после отвержения «советского антипода» геополитики — экономической географии. Одним из ведущих апологетов геополитики в России является А. Г. Дугин.
Сегодня в России выходит много книг по геополитике. Одна из причин подобного интереса к данной тематике — необходимость поиска путей вывода России из «геополитической ямы», в которую она попала благодаря адептам либерализма и демократии (см. также перестройка и т. п.), для которых личные интересы и так называемые общечеловеческие ценности оказались более значимыми, чем национальные интересы Русского народа. При этом практически в каждой книге даётся оригинальная трактовка понятия «геополитика», что затрудняет какие-либо дискуссии по этому вопросу.
Мировая система в произвольно выбранный момент времени всегда неоднородна. В ней всегда найдётся некоторое число государств, которые по своей мощи, то есть по совокупности экономического, военного и человеческого потенциалов, намного превосходят большинство из окружающих их стран. Последние условно можно обозначить как «малые» или «обычные» страны. Первые государства, называвшиеся ранее державами, империями, в настоящее время всё чаще определяются как полюсы. И поэтому, в зависимости от того, сколько полюсов мир имеет, он может быть одно-, двух- или многополюсным. Проблеме определения структуры мировой системы посвящен ряд работ. Один из возможных подходов к её анализу разработал А. Бэттлер, который показал, что сильная в экономическом отношении страна превращается в так называемый центр силы (полюс) при условии проведения ею «активной и агрессивной внешней политики, нацеленной на подчинение других государств своим внешним и внутренним интересам». Анализ геоэкономических и геостратегических структур мировых систем в предшествующие столетия показывает, что полюсы существовали всегда. С учётом отмеченного, какой бы момент истории ни рассматривался, какую бы геополитическую структуру ни имел бы мир, в нём могут возникать вооруженные конфликты лишь следующих типов: конфликты между малыми странами, конфликты между каким-либо полюсом и малой страной, конфликты внутри полюсов и малых стран, конфликты между двумя или несколькими полюсами.
Рассмотрение конфликтов с учётом лишь геополитического фактора позволило достаточно просто их классифицировать. Однако геополитика (конечно, в рамках принятого определения) не может объяснить практически бесконфликтное более чем трёхсотлетнее соседство двух самых больших государств в мире — России и Китая. Не может она объяснить и тот факт, что Китай и Индия на протяжении тысячелетий практически не выходят за пределы «своих» территорий. Причина отмеченного и других подобных фактов заключается в том, что те или иные пространства, занимаемые какими-либо государствами, заселены этносами, которые обладают разными свойствами. И соотношение свойств этносов вкупе с геополитическим положением государств или, другими словами, положениями, в которых оказались сильные и слабые, и определяют, как будет развиваться конфликт. Но именно данный фактор, то есть свойства этносов, и не учитывается, как правило, при рассмотрении конфликтов между государствами. Отсюда возникает острая необходимость учёта уникальных свойств этносов в конфликтных ситуациях, что делает рассмотрение геополитических вопросов ещё более сложным и многогранным [64].
Категории: политика.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К тестам личностным относятся: тесты темперамента, тесты характера, тесты мотивации, тесты эмоций и тесты способностей. С другой стороны, выделяются:
1) тесты комплексные - дающие разностороннюю оценку состояния личности или ее отдельных свойств;
2) тесты частные - оценивающие лишь отдельные черты личностные, мотивы, эмоции и пр.
Тесты личностные обычно имеют одну из трех форм:
1) опросники и шкалы (-> опросник личностный; шкала установок);
2) тесты ситуационные или тесты действия - использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя, своих конструктов личностных, и пр.;
3) тесты проективные;
4) тесты смешанных форм (-> принцип субъектности отраженной).
Дальнейшее развитие тестов личностных связано с учетом влияния специфики ситуации на поведение личности.

Словарь практического психолога

К светской жизни также имеют прямое отношение политики, поскольку контакты с богемой им необходимы для проведения в жизнь своих предвыборных программ и привлечения электората. По сути, в данном случае идёт манипуляция общественным мнением в среде тех, кто любит следить за событиями светской жизни бо?льшую часть времени.
Зачастую светская жизнь скатывается к банальной порнографии — взять, хотя бы, те телевизионные проекты (в основном, построенные по типу сериалов), которые демонстрируют жизнь группы людей в замкнутом пространстве на протяжении некоторого времени, да ещё и со всеми подробностями. Собственно, многие аспекты светской жизни, не только подобные реалити-шоу, как раз и можно назвать порнографией, в широком понимании этого сло?ва (когда термин используется для обозначения отрасли литературы и ряда разновидностей визуального искусства, рассчитанной на низменный вкус, связанный с грубым отражением инстинктивных порывов).
См. также: гламурный журнал.
Категории: культура.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К теме свободы обращались мудрецы и философы с древних времён до наших дней. Сократ говорил, что «свобода — прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства».
Наиболее высшим проявлением свободы человека является свобода внутренняя, то есть ничем неограниченное пра?во личности к саморазвитию. С этой точки зрения человек может быть внутренне свободным при любом авторитарном строе.
Термин «свобода» может иметь самые различные понимания и толкования, в том числе определяемые культурой, мировоззрением, менталитетом и историческим прошлым народов. Равной свободы для каждого члена человеческого сообщества, вне зависимости от его национального происхождения или финансового состояния на практике не существует.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К, ко предлог управляет дательным пад. означает движение, направление, обращение куда. К кому идешь? Приставай к берегу. Ни к чему нет охоты. Слитно идет к наречиям и другим частицам, образуя новые наречия: кверху, книзу; кчему, в знач. для чего, почто, зачем; приди к часу, вовремя, впору, кстати. Ктому, притом, еще, сверх или кроме того. по сев. заволжью извращают дательный и творительный падежи, и потому говорят: Иду к вами, не подходи к лошадьми и пр. Кто к Богу, к тому и Бог. День к вечеру, а все к смерти ближе. Я к ней, а она от меня! Ты бы ко мне когда, зашел. Дело к концу идет. Не к тому (не для того) говорится, чтоб браниться, а чтоб в ладах жить. Да ктому он и глупа, сверх того, наприбавку. Ни к селу, ни к городу, некстати.

Словарь Даля

К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:
1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;
2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;
3) изучение динамики осознания болезни;
4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;
5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;
6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.
Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:
1) психологические аспекты организации лечебной среды;
2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.

Словарь практического психолога

К сожалению, в современном русском языке понятие «национализм» полностью опорочено. Это стало результатом злонамеренной пропаганды, когда светлое чувство национального самосознания выдавливалось всеми возможными способами, и при этом насаждался оголтелый интернационализм. Это слово имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина советским и российским режимами.
Таким образом, национализм — это любовь к своей нации и готовность защищать свои интересы. Национализм провозглашает нацию высшим приоритетом. Всё же остальное должно служить интересам нации и работать на её процветание и развитие. Не следует путать и смешивать слова? и понятия «национализм» и «нацизм».
См. также: антифашизм, внутренние войска, евразийство, изоляционизм, империализм, имперские амбиции, интернационализм, коренные народы, космополитизм, красно-коричневые, мессианство, нацизм, национализм ненависти, национал-социализм, новый мировой порядок, патриотизм, политические технологии, политкорректность, родноверие, Российская Федерация, Русский народ, свобода совести, скинхеды, толерантность, шовинизм, экуменизм, этнофаворитизм.
Категории: двойные стандарты, идеология.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Словарь практического психолога

К основным формам неврозов относятся: неврастения, невроз страха, невроз истерический, невроз навязчивости и психастения.
Неврозы относятся к обратимым расстройствам. В их лечении особое значение принадлежит методам коррекции психологической, психотерапии, но применяется и медикаментозная терапия.

Словарь практического психолога

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

Словарь практического психолога

К представлениям общим можно добавить концепты фигурные.

Словарь практического психолога

К фобиям также относятся: антропофобия, гидрофобия, гисофобия, дисморфобия, мизофобия, танатофобия, эритрофобия, эрейтофобия и пр.
Согласно З. Фрейду, один из существенных признаков фобий - то, что в них внутренняя опасность переводится во внешнюю - невротический страх превращается в кажущийся реальным. В фобиях нужно видеть лишь синдромы, принадлежащие к различным неврозам, и им не следует придавать значение особых болезненных процессов. В большинстве случаев фобии излечимы при помощи психоанализа или иного квалифицированного психотерапевтического вмешательства.

Словарь практического психолога

К, двенадцатая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве ("како"), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 20.

Современный толковый словарь

К моделям информационным предъявляются требования:
1) оптимальность - в модели можно представить лишь те свойства и отношения, функциональное значение коих определяет ход деятельности; в этом смысле модель должна несколько упрощать действительность;
2) наглядность - модель должна интерпретироваться быстро, без значительных интеллектуальных усилий;
3) зависимости модели от задачи оператора - свойства модели, хорошо работающие при решении одной задачи, могут затруднять действие при другой; поэтому нужен анализ задач, кои должен решать оператор, и выбор компромиссной формы модели;
4) учет психофизиологических закономерностей - при разработке модели нужно иметь в виду сильные и слабые стороны памяти, внимания, мышления и других процессов психических;
5) учет культурных стереотипов - привычного направления считывания информации, направления возрастания и убывания функции и пр.

Словарь практического психолога

К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения - потребность в контактах с себе подобными, в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность познавательную. В отношении этих двух потребностей нужно отметить два важных момента: на первых поpax они тесно переплетены друг с другом, и обе составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития. Они необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как личности.
Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности (-> потребность: опредмечение). Самим актом опредмечения потребность преобразуется - становится определенной, потребностью именно в данном предмете.
Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Согласно Х. Меррею, список потребностей таков: 1) доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2) агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3) поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
4) отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
5) автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
6) пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
7) потребность в уважении и поддержке;
8) потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
9) потребность быть в центре внимания;
10) потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11) эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
12) социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13) потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
14) потребность оказания помощи;
15) потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
16) потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
17) потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
18) потребность избегания опасности;
19) потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
20) потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

Словарь практического психолога

К общим способностям музыкальным относятся:
1) память музыкальная (усвоение знаний, умений и навыков) - способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование способностей музыкальных, а также на деятельность психическую слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обусловливает способ музыкального мышления (вокальный или конкретно-инструментальный);
2) способности психомоторные - проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения; выражаются в мастерстве и виртуозности.
Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной личности является музыкальность, основой коей служит эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность как реактивное качество личности мало поддается развитию. Однако есть факты, говорящие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной исполнительской деятельности.

Словарь практического психолога

Случайные 5 слов

МАРИЙЦЫ (самоназвание - марий, устар. - черемисы), нация, коренное население Марийской Республики (324 тыс. человек) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 644 тыс. человек (1992). Общая численность 671 тыс. человек. Язык марийский. Верующие марийцы - православные....

ЗЕМСНАРЯД , то же, что землесосный снаряд....

БАЛКАНСКИЙ СОЮЗ 1912, военно-политический союз Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, направленный против Турции, а также фактически против Австро-Венгрии. Складывался при поддержке России. Распался в 1913. См. Балканские войны 1912-1913....

ГЕНИСАРЕТСКОЕ ОЗЕРО , см. Тивериадское озеро....

БЕЗОГЛЯДНЫЙ человек, опрометчивый. В безоглядном бегстве своем мы все побросали. Безоглядность, безолядчивость дурное свойство....